ТРАНСФЕРЫ ДЛЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Что такое трансферы?
Сегодня для оформления тканей и нанесения рисунков используется большое количество различных технологий – от набивки тканей традиционными способами до создания фантастических специальных эффектов на готовой одежде. Важное место среди этого множества технологий занимает трансферная печать. Трансферы – это изображения, напечатанные на промежуточном носителе, роль которого выполняет специальная трансферная бумага или плёнка. Перенос (трансфер) изображения с промежуточного носителя на ткань производится под воздействием температуры и, в большинстве случаев, давления.
Одна из популярных технологий трансферной печати для декорирования тканей – сублимационная. Это особая технология, основанная на способности некоторых красителей к сублимации, то есть к переходу из твёрдого состояния в газообразное, при нагревании. Цифровая сублимационная печать широко применяется при нанесении рисунков на полотна для пошива одежды, при производстве флагов и интерьерных тканей, а также для нанесения изображений на спортивную одежду. Особенностью этой технологии является то, что сублимационные красители способны закрепляться только на полиэфирном волокне, поэтому она применима только для работы с полиэстером.
Многие слышали о новой, набирающей популярность трансферной технологии, называемой DTF-печать. Изображение печатается цифровым способом специальными чернилами на ПЭТ плёнке со специальным покрытием (аббревиатура DTF расшифровывается, как Direct To Film - печать на плёнке). Затем поверх изображения наносится трансферный клей, который позволяет перенести его с плёнки на ткань и обеспечить устойчивость к механическим воздействиям и стиркам.
Обе упомянутые выше технологии используют цифровую печать специальными чернилами для создания изображений. Но здесь мы не будем останавливаться на данном методе печати. Мы расскажем подробнее о технологии печати трансферов трафаретным способом, не требующим дорогостоящее цифровое оборудование и специальные, применимые исключительно для определённой технологии, чернила. Гибкость, универсальность и экономичность трафаретного способа, используемого как для прямой печати на тканях, так и для печати трансферов, обеспечили его популярность и широкое распространение при производстве текстильных трансферов.
Почему трансферы, а не прямая печать?
В первую очередь рассмотрим основания, которые следует принимать во внимание, выбирая между прямой и трансферной печатью. Логично предположить, что трансферы должны иметь более высокую себестоимость по сравнению с прямой печатью, в силу использования дополнительных расходных материалов (бумага или плёнка и клей) и дополнительной технологической операции – термопереноса трансфера на ткань. Повышение себестоимости должно быть оправдано вескими причинами. Каковы же они? В чём же преимущества трансферной печати?
Рис. 1. Трансферы используют в случаях, когда прямая печать затруднительна или невозможна.
Во-первых, при декорировании готовой одежды далеко не всегда есть возможность прямой печати, поскольку для качественной трафаретной печати необходимо разместить ткань на печатном столе, что во многих случаях нереализуемо. Примеров можно привести множество: печать на рукаве при отсутствии специальных рукавных печатных столов, нанесение рисунков на одежду с утеплителем или с подкладкой, печать на бейсболках, на зонтах, на карманах рюкзаков или брюк и т.д. Прямая печать на таких текстильных изделиях возможна только в крое до пошива, для готовых изделий – трансферы.
Во-вторых, очевидный, казалось бы, вывод о более высокой себестоимости трансферов не всегда оказывается верным. В некоторых случаях ситуация обратная – трансферы могут быть более рентабельны, чем прямая печать.
Пример 1. Изображение (логотип) имеет небольшой размер, скажем, 50 х 120 мм. Таких логотипов можно разместить на одном листе трансферной бумаги формата А3 12 шт. Таким образом за один проход можно печатать не по одному логотипу, а сразу 12. Повышение производительности печати в 12 раз не просто окупает дополнительные расходы на бумагу, клей и операцию по переносу трансфера, но и снижает себестоимость печати.
Пример 2. Необходимо сделать сложный многокрасочный принт на готовой одежде из качественной дорогой ткани (куртке, толстовке, платье). Печать многокрасочного изображения не обходится без определённого количества брака, который возможен на всех этапах производства, начиная от подготовки печатных форм и заканчивая сушкой краски. Следовательно, для прямой печати необходимо определённое количество дорогостоящей готовой одежды, которая будет испорчена браком при печати, что существенно повышает себестоимость выполнения заказа. Но если использовать трансферную технологию, в брак уйдёт только несколько трансферов на бумаге, и появится возможность сдать заказчику ровно столько готовых изделий с принтом, сколько было получено от него в работу.
В-третьих, есть ткани, на которых качественный принт можно получить только при переносе трансфера, прямая печать на них затруднена или даже вообще невозможна. Например, для нанесения логотипов на рабочую одежду зачастую используются трансферы. Причина в том, что некоторые ткани для рабочей одежды имеют различные специальные пропитки (водоотталкивающие, маслоотталкивающие и проч.), которые препятствуют адгезии краски. Трансферные клеи с такими тканями сцепляются лучше. Есть ткани, такие как нейлон, которые не выдерживают температуру полимеризации текстильных красок – 150 – 160 0С, сильно садятся или вообще горят, что делает невозможной прямую печать. Но короткое тепловое воздействие длительностью в несколько секунд, необходимое для переноса трансфера, они выдерживают. Именно эта причина обосновывает выбор трансферной технологии при декорировании курток, плащей и проч. На фактурных тканях возможна печать только простых изображений, не содержащих мелкие детали, которые при прямой печати проваливаются в фактуру ткани, снижая качество печати. К тому же тонкое изображение требует использования тонких сеток, не обеспечивающих достаточной укрывистости красочных слоёв. При необходимости нанесения на фактурную ткань изображение с тонкими деталями применяют трансферную технологию. Например, при пошиве детских рюкзаков из фактурных тканей, таких как Оксфорд 600 D, нередко стоит задача их декорирования сложными растровыми многокрасочными рисунками. Такие рисунки нанести на данную ткань методом прямой печати крайне сложно, поэтому обычно прибегают к печати трансферов.
В-четвёртых, трансферы позволяют переносить изображение на ткань вне печатного производства, например, в точках продаж. Термоперенос не является сложной технологической операцией, не требует дорогостоящего оборудования и специального помещения, т.к. не сопряжен ни с какими вредными воздействиями на окружающую среду и здоровье людей. В точках продаж молодёжной или спортивной одежды, оснащённых термопрессами, продавцы переносят понравившийся покупателю трансфер на выбранную модель и размер одежды. Таким образом, у покупателя увеличивается выбор по моделям одежды и принтам, а у продавца снижается риск не продать целые партии моделей одежды с принтом, спрос на который оказался снижен, ведь в случае прямой печати продавцу пришлось бы заказывать все принты на все размеры всех моделей с риском не угадать модный тренд нового сезона и колебания популярности тех или иных картинок.
И, наконец, в-пятых, технология трансферного переноса используется для создания некоторых специальных эффектов, получить которые методом прямой печати просто невозможно. Наиболее известный эффект – фольга. При нанесении фольги на ткань используется специальный термопластичный клей и термоперенос, то есть трансфер фольги. По такой же технологии наносится и световозвращающая плёнка. Светящиеся в темноте отражённым светом элементы изображения на одежде играют не только декоративную роль, но, главным образом, необходимы для безопасности.
Выбирая между прямой печатью и трансфером необходимо также принимать во внимание и недостатки трансферов, главным из которых является невозможность сделать мягкий, лёгкий, «дышащий» принт, поскольку, помимо красочного слоя, на ткань переносится и толстый слой клея, формирующего жёсткую непроницаемую для воздуха плёнку. Если одежда с рисунком должна сохранять лёгкость, хорошо драпироваться, «дышать», трансферную печать применить не получится. По этой причине для детской одежды трансферы рекомендуется использовать только для верхней одежды или если изображение имеет совсем небольшой размер.
Второй недостаток трансферной печати по сравнению с прямой, если речь идёт об изображениях среднего и большого размера (А5, А4 и более) – повышение себестоимости и снижение производительности. Для изображений малого размера, как отмечалось выше, ситуация может быть обратной.
Недостатком трансферов с клеем-порошком можно также считать ореол вокруг изображения, который появляется после термопереноса трансфера из-за того, что клей выдавливается за пределы изображения. Ореол очень тонкий и прозрачный, почти незаметный, но иногда некоторые заказчики могут указать на него, как на дефект.
Как напечатать трансфер?
Технология трансферной печати включает четыре этапа:
1. Печать рисунка в зеркальном отображении и с обратным порядком нанесения красок на специальной бумаге или плёнке. При необходимости последними слоями надпечатываются подложки белилами и антимиграционной базой (для предотвращения миграции красителя ткани в слой краски).
2. Нанесение клеевого слоя.
3. Сушка трансфера в туннельной печи.
4. Перенос трансфера на ткань в термопрессе.
Остановимся подробнее на каждом из этапов и рассмотрим материалы, необходимые для производства трансферов трафаретным способом.
Основа трансфера или подложка для печати.
В качестве подложки для печати трансферов используется бумага или ПЭТ плёнка со специальным антиадгезионным покрытием. Разновидностей трансферных подложек, предназначенных для трафаретной печати трансферов, довольно много. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо разобраться в этом многообразии? В первую очередь надо решить вопрос – бумага или плёнка? Бумага имеет только одно преимущество перед ПЭТ плёнкой – это цена. Стоимость бумаги ниже, чем стоимость плёнки, и именно этот факт делает бумагу наиболее популярной на российском рынке. Других преимуществ у бумаги нет, по всем техническим параметрам плёнки превосходят бумагу. Ключевое значение имеют два основных параметра:
1. Стабильность размеров. Бумага значительно более чувствительна к нагреванию и склонна к термоусадке, чем плёнка, что нарушает совмещение красок при многокрасочной печати. Чем больше красочных слоёв, каждый из которых должен быть просушен при высокой температуре, тем больше «садится» бумага, тем сложнее сделать приводку каждого последующего слоя. Плёнка имеет значительно более высокую стабильность и термоустойчивость.
2. Прозрачность. Прозрачность бумаги ограничена, по сравнению с плёнками. А прозрачность носителя трансфера очень важна для его позиционирования при переносе. Трансфер на плёнке гораздо проще правильно размещать и позиционировать, что снижает вероятность брака при термопереносе и повышает качество нанесения принтов.
Рис. 2. Трансферы на бумаге и плёнке.
Эти два неоспоримых преимущества почти полностью исключили использование бумаги при производстве трансферов в восточных странах. Так, например, сегодня в Китае очень трудно найти производителя трансферных бумаг, в то время, как конкуренция среди производителей плёнок весьма жёсткая, поскольку внутренний китайский рынок производства трансферов полностью перешёл на плёнки. Это привело к тому, что стоимость плёнок существенно снизилась, и разница в цене между бумагой европейского производства и плёнкой китайского производства практически стёрлась. Компания «Ол Принтс Технологии», хорошо известная на рынке трафаретной печати под брендом ATDESIGN, поставляет на российский рынок трансферную бумагу европейского производства и плёнку китайского производства. Разница в цене настолько незначительна, что пренебрегать вышеназванными преимуществами плёнок не имеет смысла.
Краски.
Для печати трансферов используют различные виды красок – пластизолевые, водные, сольвентные. В подавляющем большинстве случаев выбор остаётся за пластизолями. С ними проще работать, поскольку они не сохнут в процессе печати на сетках, что, помимо удобства работы и снижения процента брака, обеспечивает возможность использования самых тонких сеток для печати растровых изображений. А поскольку любой трансфер, даже напечатанный водной краской, ложится на ткань жёсткой, не проницаемой для воздуха плёнкой, этот недостаток пластизолей по сравнению с водными красками не принимается во внимание. Таким образом, причин для использования красок на водной основе для трансферной печати остаётся совсем немного. Одна из них - требования заказчика использовать только краски на водной основе, т.к. использование пластизолевых красок противоречит европейским экологическим нормам, принятым мировыми брендами одежды. Вторая причина – более высокая устойчивость водных красок к химической чистке. При необходимости подвергать изделия с трансфером сухой химической чистке, рекомендуется печатать трансфер водными или сольвентными красками. Причём сольвентные наиболее устойчивы также к промышленной стирке при температуре 95 0С. Поэтому для производства трансферов для рабочей одежды с требованием устойчивости к промышленной стирке рекомендуют применение красок на сольвентной основе.
Компания «Ол Принтс Технологии» является поставщиком всех видов красок для трафаретной печати. Пластизолевые и водные краски турецкого производства под брендом ANTEX хорошо известны на российском рынке. Серия пластизолевых красок AN-NF используется как для прямой, так и для трансферной печати. Помимо цветных красок, серия включает ряд специальных продуктов, актуальных для трансферов – антимиграционные грунты, эластичные базы, клеи для трансфера фольги, и др.
Клеи.
Последний слой, наносимый на трансфер поверх всех красок, – термоклей. Он необходим для приклеивания трансфера к ткани и обеспечения его механической стойкости и устойчивости к стиркам. В качестве клеев используются термопластичные порошки. При выборе клеевого порошка необходимо определиться с материалом (видом полимера), из которого он изготовлен, а также с размером гранул.
Выбор материала определяет потребительские свойства трансфера, а именно, будет ли он эластичным или жёстким, на каких тканях он будет держаться. Полиэфирные порошки рекомендуются для натуральных, смесовых х/б-полиэстер тканях и 100% полиэстере. А также для сложных тканей с пропитками – для рабочей одежды, плащёвых и курточных тканей, тканей типа «Оксфорд». Этот клей характеризуется максимально высокой адгезией и устойчивостью, но он не обладает эластичностью. Трансферы с полиэфирным клеем не эластичные и жёсткие. Для эластичных тканей, таких как х/б трикотаж с эластаном, рекомендуется полиуретановый порошок. Полиамидный порошок используется для нейлона. Нейлоновые ткани характеризуются низкой термостойкостью, поэтому на них нельзя перевести трансфер с полиэфирным порошком, требующим высокую температуру термопереноса – 170-180 0С. Полиамидный же порошок легкоплавкий, он позволяет приклеивать трансфер при пониженной температуре – 130 – 150 0С и имеет хорошую адгезию к нейлону.
Что касается размера гранул, в подавляющем большинстве случаев используется средний размер – от 80 до 200 мкм. Этот порошок наносится на трансферы методом насыпания: сухой порошок насыпается на последний сырой слой краски и прилипает к ней, порошок, не прилипший к краске, ссыпается обратно в ёмкость. Средний размер наиболее оптимален для такого метода нанесения и создает оптимальную толщину клеевого слоя, необходимую для приклеивания трансферов к большинству видов тканей. Гранулы малого размера используются для замешивания в базы и краски, например, белила, для того, чтобы последний красочный слой являлся также и клеевым слоем. Это позволяет исключить операцию насыпания клея, но адгезия таких жидких клеевых слоёв ниже, чем у клея, нанесённого методом насыпания. Крупные гранулы используются крайне редко для трансферов, переносимых на очень фактурные или очень рыхлые ткани, то есть в тех случаях, когда требуется более толстый слой клея для переноса трансфера.
В ООО «Ол Принтс Технологии» (ATDESIGN) всегда есть в наличии клеевые порошки всех типов – полиэфирный, полиуретановый и полиамидный. Постоянное наличие обеспечивается для порошков среднего размера, порошки других размеров могут быть поставлены под заказ.
Сушка трансфера.
Сушка трансфера в туннельной печи – ответственная операция, требующая отработки и строгого соблюдения параметров, а именно температуры и времени сушки. От того, как будет высушен трансфер, зависит качество его переноса и устойчивость к механическим воздействиям и стирке. Если трансфер не досушить, клей не сработает корректно, его адгезия будет снижена, а недосушенная краска не приобретёт необходимую эластичность и устойчивость к стиркам. Если пересушить, красочная плёнка будет хрупкой и ломкой и очень быстро растрескается на ткани. Температура и время сушки трансферов меньше, чем требуется для прямой печати, поэтому для трансферов можно использовать короткие туннельные печи. Рекомендуемые параметры сушки: 110 – 140 0С в течение 30-60 сек. Но подбирать параметры следует на каждом производстве индивидуально. Индикатором правильной сушки может служить поверхность клеевого слоя, если используется сухой порошок. После выхода из туннельной печи его поверхность должна быть прозрачной, глянцевой и бугристой. Он должен уже начать плавиться, но ещё не растечься ровной плёнкой, сохранить неровность. Проверить, насколько качественно изготовлен и высушен трансфер, можно методом, проиллюстрированным на рис. 4. Отделите красочный слой от бумаги или плёнки. Он должен отделяться легко и не рваться. Скомкайте трансферную плёнку, сомните ее в руках и затем раскройте ладонь. Трансфер не должен склеиться или раскрошиться, он должен остаться невредимым после такого воздействия. Если у вас получился результат, как на фото, значит всё сделано правильно. Если же трансфер склеился, - это признак того, что сушка прошла не полностью, если раскрошился, порвался, значит трансфер стал хрупким и ломким вследствие избыточной температуры при сушке.
Рис. 4. Как проверить, правильно ли высушен трансфер?
Термоперенос.
Для переноса трансфера на ткань используются трансферные прессы. Они могут быть разной конструкции – от простейших ручных до автоматических. Пресс позволяет создать необходимую для переноса температуру и давление. Температура зависит от ткани, на которую производится перенос, и от используемого клея. Самая высокая температура устанавливается при использовании полиэфирного клея – 170 – 190 0С. Давление подбирается опытным путём – его должно хватить для прочного приклеивания клеевого слоя к ткани, но оно не должно быть слишком высоким, чтобы красочная плёнка не вдавилась в фактуру ткани. Важным параметром термопереноса также является время. Его тоже необходимо подбирать опытным путём. Время термопереноса обычно варьируется между 5-7 и 12-15 секундами.
Рис. 3. Туннельная печь для трансферов Piccolo ( Chiossie Cavazzutti)
Рис. 5. Термоперенос транфера на ткань
Многообразие технологий и материалов для производства трансферов требует от печатника знаний и навыков. Правильный выбор материалов и соблюдение технологических рекомендаций является гарантией получения качественного результата. Конечно, изложение всех технологических нюансов невозможно в рамках журнальной статьи. Здесь мы коснулись только основных моментов технологии производства трансферов трафаретным способом печати. Для получения более детальной информации по технологии и использованию материалов добро пожаловать в компанию «Ол Принтс Технологии» (ATDESIGN). Опытные технологи и менеджеры помогут разобраться во всех деталях процесса.
Руководитель ИТО трафаретной печати ООО «Ол Принтс Технологии»
Беляева Наталья Васильевна,
кандидат технических наук