Трафарет: шесть прогонов для поезда

foto.pngПродолжение серии экспериментов по графической трафаретной печати на дизайнерских бумагах, проводимых компанией «АТ ДЕСАЙН» – поставщиком расходных материалов для трафаретной печати, официальным дистрибутором Fujifilm Sericol.

Результаты первого эксперимента были представлены в статье "Особенности и проблемы трафаретной печати на дизайнерских бумагах".

 Тогда тестирование касалось укрывистости красок, качества печати белилами по цветной бумаге (тонированной в массе) и возможности выборочной УФ лакировки по впитывающим бумагам. Однако ассортимент очень широк и включает бумаги с самыми разными свойствами. 

Это дает простор фантазии художников: им доступны не только множество цветов, оттенков и оптических эффектов, но и разнообразные фактуры поверхностей, дающие как зрительные, так и тактильные ощущения.

Существует бумага перламутровая и металлизированная самых разных оттенков, бумага с блестками и бархатная, с тиснением и гладкая. Но выбор бумаги – это только один шаг на пути к созданию оригинального дизайнерского продукта. Не менее важная составляющая – качественная печать


Возможные проблемы при печати на дизайнерских бумагах

Разнообразие бумаг обусловило разнообразие свойств поверхности и материалов, использованных для производства, поэтому проблемы, с которыми сталкиваются печатники при работе с ними, тоже различны. 

Как известно, бумаги бывают целлюлозными и синтетическими. Синтетические называются бумагами условно, фактически это запечатываемые материалы, изготовленные из полимеров с поверхностями, обработанными разными способами. Такие бумаги практически не впитывают краски, что создает проблемы при печати на них классическим офсетом. Таким образом, трудности в офсетной печати возникают при работе не только с сильновпитывающими, но и с невпитывающими бумагами. Свойства поверхности бумаг, как целлюлозных, так и синтетических, также могут создавать сложности. Так, например, фактурные, бархатные бумаги сложно запечатывать офсетным способом, так как толщина слоя офсетной краски колеблется в интервале 1,0-1,5 мкм, а этого зачастую недостаточно, чтобы получить яркий, насыщенный оттиск на такой бумаге.

Эти проблемы легко преодолимы при использовании трафаретного способа печати. Кроме того, что трафарет избавляет от типичных проблем офсета, он позволяет получать специальные эффекты на оттисках, недостижимые офсетным способом, но весьма привлекательные для дизайнеров. Все это делает трафаретную печать незаменимой при создании и тиражировании интересных и оригинальных работ. Она предоставляет широкие возможности художникам и дает результаты, которых невозможно добиться никаким другим способом печати.

 Трафарет издавна используется для создания и репродуцирования художественных работ. Такое направление трафаретной печати называется «сериграфия». Эта технология предполагает многократное наложение красочных слоев – 40-60 и более, что позволяет получать рельефные, яркие оттиски, практически не отличимые от картин. Характерный пример, с которым очень многие сталкиваются в своей жизни – печать икон. Иконы, изготовленные по технологии сериграфии, могут отличить от рукописных только специалисты. Однако печать таких работ очень сложна и трудоемка, тиражи невелики – от десятков до сотен оттисков. Наш эксперимент не имеет к сериграфии никакого отношения. Мы рассматриваем трафаретную печать, как способ воспроизведения печатной продукции, что предполагает определенные рамки по себестоимости и возможность воспроизводить тысячные тиражи. Многие дизайнеры, работающие в полиграфии, обратили внимание на возможности трафаретной печати и все шире используют их в своей работе.

Зимой этого года произошло интересное для художников-иллюстраторов и дизайнеров событие, имеющее непосредственное отношение к нашему эксперименту. Речь идет о создании и презентации альбома «Арт Трогательно» – собрания работ дизайнеров из России и других стран, напечатанного трафаретным способом на разных дизайнерских бумагах. 

Вот выдержка из пресс-релиза проекта: «Группа московских дизайнеров решила провести интересный некоммерческий эксперимент – создать необычную книгу-альбом. Главная идея заключается в том, что эту книгу можно, нужно и интересно именно трогать, поскольку она полностью состоит из работ, выполненных любыми тремя шелкотрафаретными красками или лаками по любой бумаге из ассортимента компании «Дубль В». Это главное условие проекта, который открыт для всех профессиональных дизайнеров. Среди участников проекта: Si Scott (Великобритания), Ольга Лоло (Россия), Natalie Ratkovski (Германия), Omami (США) и многие другие не менее талантливые люди (www.trogatelno.ru).

Альбом представляет собой одновременно «портфолио» художников и дизайнеров, коллекцию дизайнерских бумаг «Дубль В» и каталог возможностей и эффектов трафаретной печати. Компания «АТ ДЕСАЙН» выступила спонсором проекта, предоставив все краски, лаки и вспомогательные материалы, использованные для печати альбома. Альбом печатался в студии «Партизан» также на спонсорских началах.

Автор и организатор проекта – Андрей Можаровский. Его работу также можно видеть в альбоме, она подписана псевдонимом – Mashitup. В настоящее время он работает над созданием нового проекта, также непосредственно связанного с трафаретной печатью – любимой его технологией. Проект открыт для новых людей и новых идей. Выйти на связь с его организаторами можно по электронной почте art@trogatelno.ru или через сайт www.trogatelno.ru. Mashitup – создатель и организатор двух арт-проектов: фестиваля «proafrica.ru» и «арт.трогательно». Помимо «хранителя» стиля и образов, Mashitup является специалистом в области производства всего, что связано с графическим дизайном.

Поскольку тема наших экспериментов полностью соответствует содержанию проекта «Арт Трогательно», к участию в создании дизайна был приглашен автор проекта Андрей Можаровский, который, в свою очередь, привлек одного из участников, художника-иллюстратора из Санкт-Петербурга Михаила Деружского. Михаилу было дано техническое задание, определяющее выбор печатных красок (о красках и об особенностях печати речь пойдет дальше). Михаил – постоянный участник открытых конкурсов и совместных проектов, лаборант d.n.k. design lab, сторонник нетрадиционных решений и сложных путей. Он много путешествует, фотографирует и публикуется в журналах.

В техническом задании определялся только набор красок, которые компания "АТ ДЕСАЙН" планировала представить на вкладке журнала "Курсив", – других ограничений не вводилось. Выбор бумаги был за дизайнером. 

М. Деружский выбрал кальку: она, на его взгляд, лучше всего соответствует дизайну. Была закуплена чистоцеллюлозная бумага-калька Golden Star К плотностью 160 г/м2 из коллекции Fedrigoni Group. Эта бумага не создает никаких проблем в печати. Единственное требование, продиктованное ее прозрачностью – высокая укрывистость, которая как раз является отличительной особенностью трафаретных красок. При печати данной вкладки не было задачи решать проблемы, возникающие при работе с определенным видом бумаги.  Целью было продемонстрировать эффекты, достижимые трафаретным способом и выгодно отличающие его от офсета.

Итак, дизайн был создан, краски и бумага выбраны, осталось найти производственную базу. Опыт печати в предыдущем эксперименте показал, что работы на дизайнерских бумагах с большим количеством краскопрогонов (пять и более) лучше выполнять на полуавтоматическом оборудовании. Основное преимущество автоматической машины – производительность – сводится к нулю из-за большого количества брака и расхода дорогостоящей бумаги на приладку. Поэтому на этот раз заказ был размещен в компании «КРО» – фирме, специализирующейся на производстве рекламных сувениров и эксклюзивной упаковки. Опыт печати трафаретным способом вообще и на дизайнерских бумагах в частности у специалистов компании достаточно большой, чтобы положиться на него.  Заказ был отпечатан на полуавтоматической машине Saturn, укомплектованной УФ-сушильным устройством Vitran.

Краски, технология и проблемы печати

Вкладка для данного эксперимента печаталась за шесть краскопрогонов. 

Первые две краски – золото и бронза. Обе – УФ-отверждения. Золото – готовая краска UU461 – новинка ассортимента Sericol и, соответственно «АТ ДЕСАЙН». Эта серия красок представлена также серебром – UU475, и дизайнеру было предложено использовать любой из металликов. Готовая к использованию (однокомпонентная, не требующая смешивания с порошками и пастами) металлизированная краска УФ-отверждения – одно из последних достижений технологов компании Fujifilm SericoL. 

До недавнего времени металлизированные краски УФ-отверждения поставлялись только в двухкомпонентном виде – база-связующее (лак) и металлический порошок или паста различных оттенков. При этом и порошок, и паста должны быть адаптированы для смешивания с УФ-основами. Смесь базы и порошка/пасты необходимо готовить в количестве, используемом за одну рабочую смену, и остатки выбрасывать, так как готовая смесь не хранится более 8 ч. 

Дело в том, что УФ-отверждаемые связующие (лаки) в жидком (до отверждения) виде быстро окисляют металлики, и краска теряет блеск и яркость, становится тусклой. Серебряная УФ-краска, приготовленная из основы и металлического порошка, при долгом хранении становится просто серой. Понятно, что необходимость замешивать краску на каждую смену и выбрасывать остатки, во-первых, повышает себестоимость продукции, а во-вторых, усложняет технологический процесс: добавляется еще одна операция.

Новые краски серии UU позволяют снизить стоимость печати и упростить работу. Гарантированный срок хранения красок UU 461 (золото) и UU 475 (серебро) – 4-6 мес. при соблюдении условий хранения – закрытая тара, непроницаемая для солнечного и другого УФ-излучения и прохладное место. Для получения других металлизированных оттенков в эти краски можно добавлять цветные, в этом случае срок хранения смеси будет ограничен восемью часами. UU 461 и UU 475 предназначены для печати по бумагам, картонам и ПВХ – мягкому и твердому.

Поскольку ассортимент готовых УФ металликов пока ограничен только двумя оттенками, бронзовая краска была приготовлена из двух компонентов: базы для металликов Uvivid Screen CN 382 – 75% и бронзового порошка MP 390 – 25%. Смесь готовилась на одну смену. Uvivid Screen CN 382 – основа для металликов УФ-отверждения, уже давно имеющаяся в нашем ассортименте и хорошо зарекомендовавшая себя для печати как на бумагах, так и на различных пленках – от ПВХ до полиэтиленовых.

Третьей печаталась черная матовая краска Uvispeed Matt UM. Эта краска УФ-отверждения – еще одна наша новинка. В ассортименте Sericol краска представлена давно, однако до недавнего времени на нашем рынке не были востребованы матовые УФ-краски – всем хотелось блеска. Но с недавних пор спрос на матовые краски возрос, и на складе «АТ ДЕСАЙН» теперь всегда в наличии краски серии Matt UM разных цветов.

Четвертым прогоном печатался защитный УФ-лак Uvibond UV 453. Он предназначен для печати по металлизированным офсетным, трафаретным и другим трудно лакируемым краскам, а также ОПП-ламинатам. В данном случае его функция – защита оттиска, запечатанного скретч-красками. Защита необходима для того, чтобы при стирании скретч-слоя не повредить напечатанное под ним изображение. Для этой цели может использоваться не только трафаретный УФ-лак, но и лак на основе растворителей, если нет УФ-сушильного устройства, а также офсетный масляный лак. От того, какой лак используется, зависит выбор стираемой краски. 

Скретч-краска – серебро Rub Removable RR 482 была напечатана пятой. На изображении это граффити на поезде, автомобиле и стенах домов. На вкладке в журнале ее можно стереть монеткой, и город станет чистым, окна поезда прозрачными. Этим приемом удалось показать, что стираемые краски, а в ассортименте SERICOL это три серебряных и одна золотая серии Rub Removable RR (выбираются в зависимости от вида защитного лака), можно использовать не только при производстве лотерейных билетов и пластиковых карт. Их с успехом можно применять при создании интересных, оригинальных дизайнов. 

Поверх стираемой краски шестым прогоном напечатана черная – Colorstar CS – краска, предназначенная для печати по скретч-слою. Ее особенность заключается в том, что она не изменяет свойств скретч-красок и стирается с оттиска вместе с ними. 

Проблемы, возникшие при печати тиража

Основной проблемой, с которой столкнулась типография при печати тиража, была неприводка вследствие усадки бумаги. Проблема довольно типичная при использовании УФ-красок и большого процента запечатки. Причина усадки – термодеформация. УФ-лампы, используемые для отверждения УФ-красок и лаков, выделяют большое количество тепла: 60-80% излучения УФ-лампы приходится на инфракрасное. Температура поверхности кварцевой трубки лампы составляет 600°С и более – до 900°С. Охлаждение лампы ниже 600°С приводит к конденсации ртути внутри колбы ламп, что, в свою очередь, уменьшает интенсивность УФ-излучения вплоть до полного прекращения излучения в УФ-диапазоне. УФ-лампы мощностью 5-8 кВт и более располагаются на высоте 15-25 см над оттисками, движущимися по транспортерной ленте. В таких условиях нагревание оттисков неизбежно.

Основными конструктивными отличиями УФ-сушильных устройств друг от друга является конструкция систем охлаждения. Наиболее эффективно работают УФ сушилки с водяным охлаждением. Они позволяют работать даже с тонкими пленочными материалами (например, полиэтиленом), наиболее подверженными термодеформации. Использование более экономичных конструкций ограничивает набор запечатываемых материалов и создает проблемы, подобные той, с которой столкнулись специалисты «КРО» при печати нашей вкладки.

Выводы:

Трафаретный способ печати на дизайнерских бумагах позволяет добиваться интересных изобразительных и специальных эффектов, недоступных никакому другому способу. Дизайн, созданный талантливым художником, знакомым с технологией трафаретной печати, соответствующая дизайну бумага и качественная печать – три необходимые составляющие при производстве красивых, оригинальных и эстетически завершенных полиграфических продуктов. В этой формуле немаловажным условием является хорошее знание технологических особенностей и ограничений трафаретной печати при создании дизайна. А под качественной печатью понимается и правильный выбор оборудования, и соблюдение технологических норм и режимов на всех стадиях процесса, и правильный выбор красок, лаков и вспомогательных материалов.

закрыть
напоминание пароля
закрыть
авторизация

Зарегистрированный пользователь может:


  • подписываться на новости и акции компании
  • создавать темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
закрыть
регистрация

Преимущества зарегистрированных пользователей:


  • имеют право подписываться на новости и акции компании
  • создавать новые темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
CAPTCHA
Обновить символы на картинке