Особенности и проблемы трафаретной печати на дизайнерских бумагах

Печать по впитывающей тонированной в массе дизайнерской бумаге с использованием кроющих белил и глянцевого УФ-лака: отчет об эксперименте, проведенным компанией «Центр Печатных Технологий АТД» – одним из самых известных поставщиков расходных материалов для трафаретной печати, официальным дистрибутором фирмы Sericol (Великобритания).

Многообразие выпускаемой печатной продукции и конкуренция на рекламном и полиграфическом рынках вызвали необходимость увеличить ассортимент используемых для печати бумаг. Спрос, как известно, рождает предложение, и сейчас дизайнерам доступно множество самых разных бумаг и картонов, как целлюлозных, так и синтетических.

С одной стороны, богатый выбор дизайнерских бумаг открыл большие возможности для оформления рекламной, упаковочной и другой полиграфической продукции. С другой – печать на таких бумагах сопряжена с определенными сложностями.


Проблемы печати на дизайнерских бумагах

Описать все трудности печати на дизайнерских бумагах – задача отнюдь не из легких, так как каждая из них имеет свои особенности. Поэтому выделим наиболее часто встречающиеся проблемы.

  • Впитывающая способность многих видов дизайнерских бумаг. Краска (или лак) «проваливается» в структуру бумаги, не образуя на ее поверхности пленки с заданными оптическими свойствами (глянцем, насыщенностью цвета и пр.);

  • Использование для печати тонированных (цветных) материалов. Очевидно, что многокрасочная полутоновая (триадная) печать на не белых запечатываемых материалах должна осуществляться либо с печатью белой подложки, либо с учетом цветовых искажений на оттиске. При печати, например, на металлизированных картонах без белой подложки можно получать определенные эффекты, которые дизайнер должен учитывать, работая над изображением. При использовании кроющих красок (скажем, смешанных по системе Pantone) на цветных бумагах и картонах очень важна укрывистость красочной пленки. Если она будет недостаточной, цвет подложки может значительно исказить цвета изображения.

Эксперимент компании «Центр Печатных Технологий АТД» был направлен на решение именно этих проблем. Для печати была выбрана бумага с выраженными впитывающими свойствами (практически без проклейки), тонированная в массе, довольно насыщенного цвета. На сегодняшний день одним из самых оптимальных способов печати на такого рода бумагах является трафаретный.

Преимущества трафаретной печати

  • Получение практически любого по толщине слоя краски (30-40 мкм и более, в отличие от 1-2 мкм, которые дает офсет). Таким образом, с одной стороны, краска (или лак) не полностью провалится в структуру бумаги, создав на ее поверхности пленку с заданными свойствами, с другой - большая толщина красочного слоя обеспечивает хорошую укрывистость, что позволяет печатать на тонированных материалах.

  • Использование одной печатной машинки (при условии оснащения ее комбинированным сушильным устройством) позволяет  применять и сольвентные, и УФ-отверждаемые краски и лаки, добиваясь различных эффектов на изображении: высокой укрывистости, матовости и глянца, объема, текстуры, глиттеров и др.

  • Трафаретный способ не использует увлажнение и позволяет работать с сильно впитывающими и рыхлыми материалами, в той числе даже с «пивным» картоном.

Ассортимент компании «Центр Печатных Технологий АТД» включает всегда имеющиеся на складе в Москве краски, лаки и вспомогательные материалы для печати на самых разных подложках: бумаге и картоне с различными свойствами, пластиках и пленках, металле, дереве, текстиле.

Материалы для вкладки были выбраны по итогам предварительных тестов, проведенных в лаборатории компании. Они позволили подобрать не только подходящие краски, но и сетки для изготовления печатных форм.

Заказ на печать был размещен в типографии «Принт Спейс». Решение было продиктовано наличием автоматической машины трафаретной печати Sakurai, обеспечивающей высокую производительность печатного процесса. Тираж вкладки был отпечатан в условиях производства многотиражной продукции, что повлияло на результат не лучшим образом. Однако проблемы, с которыми пришлось столкнуться (см. ниже), также являются частью эксперимента и позволяют рекомендовать оптимальный да таких работ выбор оборудования.

Ход эксперимента

Главная цель эксперимента - задействовать те материалы, с которыми чаще всего возникают проблемы при печати на впитывающих тонированных бумагах, а именно кроющие белила и глянцевый УФ-лак.

Подготовительный процесс

Прежде чем печатать тираж вкладки, в лаборатории «Центр Печатных Технологий АТД» были проведены предварительные тесты, которые показали хорошие результаты при печати белилами. Кроющие белила – сольвентная краска Mattplast MG 023 – наносились на ручном трафаретном станке с использованием сеток 100.40, 90.40 и 77.55. На всех оттисках были измерены координаты цвета Lab для сравнения белизны полученных оттисков с белизной мелованной бумаги. Результаты получились следующие (здесь приведены усредненные значения пяти измерений):

  • L мелованной бумаги = 95,5
  • Сетка 77.55 – L кроющих белил = 94,6
  • Сетка 90.40 – L кроющих белил = 94,4
  • Сетка 100.40 – L кроющих белил = 93,1
Как видно, белизна поверхности кроющих белил очень высокая и незначительно уступает белизне мелованной бумаги. Равномерность слоя белой краски на пробных оттисках также хорошая при печати со всех выбранных сеток. По результатам предварительного тестирования для печати тиража была выбрана сетка 90.40, так как численная характеристика белизны – координата цвета L – при ее использовании достаточно высокая (практически такая же, какую дает сетка 77.55), при этом расход краски несколько меньше, а разрешающая способность (возможность воспроизводить мелкие детали изображения) выше.

Уф-лакирование впитывающих бумаг

Все, кто когда-нибудь сталкивался с этой задачей, хорошо знает, насколько это непросто. Обычно дизайнеры ставят перед печатниками задачу выборочного лакирования, чтобы получить красивый эффект контраста глянцевого лака с матовой поверхностью бумаги. Однако ожидаемый результат получается крайне редко. УФ-лак низкой вязкости (проще говоря, жидкий) «проваливается» в структуру бумаги, почти не оставляя на ее поверхности глянцевой пленки. Такая же проблема возникает и при печати УФ-красками на впитывающих материалах.

Как быть в таком случае? Есть уже используемое на практике решение проблемы – наносить грунт на впитывающую бумагу и лакировать (или печатать УФ-краской) по грунту. Грунтовать можно всю поверхность бумаги или выборочно те элементы, на которые будет наноситься глянцевый лак. В последнем случае необходимо обеспечить точную приводку в процессе печати, так как грунт придает бумаге более темный оттенок. В качестве грунта можно использовать как лак на сольвентной основе (например, Mattplast MG 381), так и УФ-лак.

Производства, специализирующиеся на УФ-лакировании, предпочитают работать с УФ-отверждаемыми материалами: меньше проблем при печати. Из ассортимента УФ-лаков для печати грунта на впитывающих бумагах рекомендован матовый лак UvipLast UV405. Именно его и выбрали для эксперимента. Лабораторные тесты показали хорошие результаты при использовании для печати обоих лаков – и матового (грунта), и глянцевого – сетки 150.34, обеспечивающей их минимальный расход.

Поиск оптимального решения

Предварительное грунтование имеет существенный недостаток – повышение стоимости печатной продукции (еще один краскопрогон, дополнительный расход материалов). Поэтому в ходе эксперимента ставились задачи найти способ нанесения глянцевого УФ-лака в один прогон прямо на впитывающую бумагу. Для этого был вязт лак высокой вязкости Uviplast Omniplus UL 360, предназначенный для лакирования с глиттерами.

При тестировании были использованы сетки, обеспечивающие нанесение слоя лака довольно толстым слоем, – 77.55,90.40,120.34. Тест показал, что даже в этом случае лак успевает частично впитаться в бумагу, и глянец получается недостаточный. Чтобы лак не «проваливался» в бумагу, в него ввели тиксотропный порошок, который обычно добавляется в краски с целью повышения их вязкости и тиксотропии. Результат стал значительно лучше. Лак остался на поверхности и образовал глянцевую пленку, которая, однако, не получилась гладкой. Тем не менее, мы решили довести дело до конца, протестировав и этот способ лакирования при печати тиража в производственных условиях, и представить на суд читателям. По результатам лабораторной работы для нанесения лака была выбрана сетка 90.40.

Печать экспериментального тиража в типографии

Закончив с предварительными тестами и определившись с сетками для всех краскопрогонов, был размещен заказ на печать тиража вкладки в типографии. На практике выяснилось, что одно дело – тестовая печать на ручном станке, другое – промышленная. Результаты несколько отличаются. В первую очередь это касается сольвентных красок – белой кроющей Mattplast MG 023 и черной матовой Mattplast MG 001, а также вязкого глянцевого УФ-лака UL 360. С сольвентными красками проблема заключалась в том, что в процессе печати из них частично испарялся растворитель, отчего они загустевали и неравномерно ложились на бумагу.

Печать производилась на достаточно быстрой для трафаретной печати автоматической машине, и печатник, вынужденный следить за прохождением листов в машину (бумага достаточно тонкая, и при подаче возникали проблемы), не мог непрерывно контролировать качество нанесения краски и несколько раз пропускал момент изменения ее состояния на печатной форме, что приводило к появлению погрешностей. В итоге часть оттисков получилась с неравномерным нанесением белой и черной красок. Но таких было немного, и в большинстве тестовых вкладок в тираже все должно быть в порядке. Бороться с этим в условиях реального производства не очень просто. По сути, самый простой способ – непрерывно следить за качеством нанесения краски или экспериментальным путем выяснить, после печати скольких оттисков следует ее «освежать».

Что касается вязкого УФ-лака, нанесенного по незагрунтованной бумаге, то здесь дело в другом. Печатная машина в типографии «Принт Спейс» оснащена комбинированным сушильным устройством, смонтированным следующим образом: две секции тепловой конвекционной сушки длиной 2,5 м каждая, затем УФ- и охлаждающая секции. Такая конфигурация универсальна и позволяет использовать и УФ-, и сольвентные краски, причем в разных сочетаниях. Следовательно, по ленте транспортера лист проходит 5 м до УФ-сушки. За это время лак успел частично впитаться в бумагу, и его глянец снизился по сравнению с глянцем, полученным при ручной печати в лаборатории.

Выводы

Используя трафаретный способ печати на впитывающих тонированных дизайнерских бумагах, можно получать очень хорошие результаты, если правильно подойти к выбору технологии печати, красок и лаков, сеток для изготовления трафаретов, печатного оборудования и подготовке материалов к печати.

  1. Для печати кроющими красками лучше использовать сольвентные матовые краски серии Mattplast MG. Они характеризуются высокой укрывистостью и равномерно ложатся на впитывающие бумаги. Возможна комбинация офсетного и трафаретного способов печати с подложкой, напечатанной кроющими белилами Mattplast MG023. В случае правильной подготовки этой краски, а именно добавления замедлителя высыхания (не более 10%), достигается белизна подложки, достаточная для получения качественных офсетных оттисков

  2. Использование глянцевых УФ-лаков и красок требует предварительного грунтования впитывающих бумаг. Без грунта даже самый вязкий лак, нанесенный через низколиниатурную сетку (90 нит./см), успевает провалиться в бумагу и не дает высокого глянца. Хотя, если глянец на образце устраивает, можно печатать и без грунтования.

  3. Печать сольвентными красками на относительно тонких бумагах, с которыми могут возникнуть проблемы при прохождении их через самонаклад автоматической печатной машины, лучше проводить на полуавтоматическом оборудовании. Если тираж большой, можно печатать на автоматической машине, но необходимо строго следить за состоянием краски на печатной форме, контролировать качество получаемых оттисков и вовремя компенсировать изменение состояния краски на форме. В противном случае качество оттисков в тираже будет нестабильным, и возможна большая доля брака.

В целом эксперимент можно признать удавшимся. Все, что было задумано, получилось. При желании всегда можно наладить работу с любыми, даже самыми сложными бумагами и полимерными материалами. Нужно только проконсультироваться со специалистами.

Руководитель ИТО трафаретной печати ООО «Ол Принтс Технологии»
Беляева Наталья Васильевна,
кандидат технических наук


закрыть
напоминание пароля
закрыть
авторизация

Зарегистрированный пользователь может:


  • подписываться на новости и акции компании
  • создавать темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
закрыть
регистрация

Преимущества зарегистрированных пользователей:


  • имеют право подписываться на новости и акции компании
  • создавать новые темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет