Комбинация офсета и трафарета: в выигрыше все!

Данная статья посвящена последней работе в ряду экспериментов, посвященных возможностям трафаретной печати на бумаге и картоне, которые проводились компанией «Центр Печатных Технологий АТД» и освещались на страницах специализированного журнала «Курсив» . Последняя работа закрывает проект «Использование трафаретного способа печати в полиграфии». Работа над ним  продолжалась два года – с весны 2007 по декабрь 2008 г.

В трех из шести ежегодных номерах журнала «Курсива» в 2007 и 2008 г. были размещены наши вкладки. Всего было выпущено шесть вкладок и сопроводительных статей, посвященных различным аспектам технологии трафаретной печати на бумаге. Все это не просто иллюстрация использования красок и лаков SERICOL, а экспериментальные работы с аналитическим разбором технологических нюансов печатного и формного процессов, познакомиться с которыми можно как на страницах соответствующих номеров журнала, так и в разделе База Знаний сайта «Центр Печатных Технологий АТД».

Для печати мы выбирали бумаги с различными свойствами – от простых мелованных полукартонов до окрашенных в массе сильновпитывающих дизайнерских бумаг, чтобы рассмотреть все аспекты работы с этими материалами, возможные проблемы и пути их решения. Мы использовали самые разнообразные краски и лаки как сольвентные, так и УФ-отверждения, демонстрирующие возможности и преимущества трафаретного способа печати.

Наши вкладки, напечатанные на разных производствах, оснащенных различным по конструкции и степени автоматизации оборудованием, типичным для большинства российских производств, – это обычные тиражные работы, повторить которые можно на любом производстве, а не образцы, изготовленные в идеальных условиях западных компаний. Эти эксперименты обогатили нас бесценным практическим опытом, который мы постоянно используем в своей ежедневной работе и которым мы с радостью делимся со всеми, кто в нем заинтересован.

Все пять предыдущих вкладок были полностью напечатаны трафаретным способом. Техническим заданием для дизайнеров на разработку всех предыдущих дизайнов был список красок, лаков, специальных и изобразительных эффектов, которые мы хотели показать в каждой работе. Дизайнерам пришлось постараться, чтобы при создании рисунков учесть все особенности трафаретной технологии. Одной из таких особенностей, вносящей ограничение в использование трафаретной печати, является невысокая разрешающая способность. Не секрет, что трафаретным способом невозможно воспроизвести достаточно высокую линиатуру растра с хорошей тонопередачей при печати полутоновых изображений.

Линиатура от 60 лин/см (150 lpi) и выше практически недостижима для трафарета. Всему виной трафаретная сетка, выполняющая роль основы печатной формы. Сетка позволяет управлять толщиной красочных слоев в очень широких пределах – от 3-4 до 40-50 мкм (более толстые слои формируются не только сеткой, но и копировальным слоем), но при этом она ограничивает размер минимального воспроизводимого штриха или растровой точки. Самая тонкая сетка 200 нит/см с нитью толщиной 27 мкм позволяет воспроизводить на оттиске точку диаметром не менее 30-40 мкм, при этом, чем меньше размер точки, тем больше ее искажения.

Результаты расчета диаметров d растровых точек круглой формы при линиатурах L = 60,40 и 20 лин/см для различных относительных площадей растровых элементов приведены в таблице. Расчет производился по следующей формуле: d = SОТН х 2 √/(1/L х 104)2 /π.

             SОТН, %     5 
   10 
20 
    26     
30 
L = 60 лин/см d, мкм                  
      9              19       
              38               
             47               
         56         
L = 40 лин/см d,мкм                      14 28 
56 
71 
85
L = 20 лин/см      
d, мкм 28 66 
113 
141 
169


Данные, приведенные в таблице, означают, что трафаретным способом возможно воспроизведение полутонового изображения с линиатурой 60 лин/см только в интервале от 20 до 80%. Такой интервал тонопередачи, конечно, недостаточен для качественной печати изображений и сильно ограничивает их выбор. Помимо сужения интервала тонопередачи при печати изображений с высокой линиатурой растра трафаретным способом почти невозможно избежать муара, который является следствием наложения периодической структуры растра на периодическую структуру сетки.

Таким образом получаем, что современная трафаретная печать способна воспроизводить растры с линиатурами до 40 лин/см (100 lpi) с хорошим качеством и приемлемым для большинства изображений интервалом тонопередачи. Для многих задач, которые выполняет трафаретная печать – изготовление рекламных плакатов, нанесение изображений на текстиль, фарфор, стекло и т. д., такие линиатуры вполне допустимы и не ухудшают восприятие изображения.

Однако в традиционной полиграфии линиатуры ниже 60 лин/см сегодня уже почти не применяются, поэтому такая особенность трафаретной печати сильно ограничивает ее использование. При этом не следует забывать, что трафаретная технология имеет и ряд преимуществ перед офсетом, позволяющих добиваться интересных изобразительных эффектов.

Почему бы не объединить возможности офсетной и трафаретной печати для создания ярких и оригинальных работ – офсетом воспроизводить полутона, трафарет использовать для украшения и дополнения изображений особыми эффектами, недоступными для традиционной офсетной печати.

Отделка офсетных оттисков трафаретом не должна ограничиваться только выборочной УФ-лакировкой, уже давно и широко использующейся. Хотя, если взглянуть на вкладку в «Курсиве» №5-08, становится понятно, что разнообразие УФ-лаков, помноженное на преимущества трафаретной технологии, позволяет получать очень интересные и оригинальные эффекты. Но, помимо лаков, существуют еще и краски, которые также можно с успехом использовать для отделки полиграфической продукции. Все то, что мы уже демонстрировали на наших предыдущих вкладках (кроме красок, использованных для печати текстильных трансферов в «Курсиве» №2, 08), можно рекомендовать для комбинации с офсетной печатью. Немного фантазии дизайнера, квалификации технолога и умения печатника – и ваша офсетная продукция изменит облик, станет неузнаваемой и очень привлекательной.

Идея нашей новой вкладки – показать, как трафаретным способом печати можно изменить и украсить офсетный оттиск. Для реализации этой идеи мы поделили изображение на две части: одна сторона карнавальной маски напечатана только офсетным способом, вторая – дополнена трафаретным. Взглянув на маску, нетрудно догадаться, какая именно ее сторона отделана трафаретными красками – яркость и насыщенность цветов и рельеф изображения говорят сами за себя.

новогодняя маска - вкладка в журнале "Курсив" - образец комбинации офсетной и трафаретной печати

Технология офсетной печати

В последнее время все большую популярность приобретает технология офсетной печати УФ-отверждаемыми красками и лаками. УФ технология – веяние современности, новый взгляд на традиционную полиграфию. Она значительно расширила возможности офсетной печати: оснащение типографии УФ-печатной машиной позволяет использовать практически любые запечатываемые материалы. А если эта машина дополнена лакировальной секцией, ей доступна и выборочная УФ-лакировка.

вкладки в журнале "Курсив" за разные годыПоговаривают, что развитие УФ-технологии в офсетной печати потеснило старый добрый трафарет с полиграфического рынка. Отчасти это действительно так: имитация выборочной УФ-лакировки – так называемый twin или drip off эффект – во многих случаях позволяет отказаться от лакировки трафаретным способом. Правда, слой лака, получаемого на офсетной машине, не сравним со слоем, доступным трафарету, и ни о каких других эффектах, таких как глиттеры или рельеф, не может быть и речи, но все же традиционная выборочная лакировка перестала быть прерогативой трафаретной печати.

Чтобы реализовать технологию выборочной УФ-лакировки, офсетная машина должна иметь конфигурацию не менее чем 5 + лак. Стремление быть максимально честными перед читателями и не прятать новые возможности других способов печати, оставляя их в тени и освещая только преимущества трафарета, побудило нас разместить заказ на печать офсетной части вкладки на производстве, оснащенном самой современной УФ-машиной. Это типография «Триада ЛТД». В июне 2008 г. в ней прошла инсталляция офсетной УФ-машины КВА RAPIDA 74-6UV+L. Машина имеет 6 красочных секций для печати УФ- и традиционными красками и секцию для нанесения лаков. Лаковая секция машины позволяет использовать как ВД так и УФ-лаки.


В журнале «Курсив» №4-08 представлена вкладка, напечатанная на этой машине. Вкладка иллюстрирует имитацию выборочной УФ-лакировки – эффекта drip off, а в сопроводительной статье описана технология получения этого эффекта. Наша карнавальная маска (ее офсетная половина) напечатана пятью красками ультрафиолетового отверждения: 4 триадных + серебро. Все возможности машины на ней, конечно, не реализованы (поэтому мы и отсылаем вас к августовскому номеру журнала), но помимо триадной печати продемонстрирована печать УФ-серебряной краской.

Напечатав офсетное изображение, мы перевезли наш тираж в другую типографию, специализирующуюся на графической трафаретной печати, – в компанию «ГУД ЛАК» – для отделки трафаретными красками. Маска, составленная из двух половинок, наглядно демонстрирует, что изобразительные возможности трафаретного способа для офсета пока не достижимы. Рельеф и фактурность, яркость и блеск металликов и флуоров, глиттеры, укрывистость, специальные красочные слои (такие как, например, стираемые краски) – весь этот арсенал трафаретной печати еще остается ее привилегией. Показать все эти эффекты и преимущества на одной вкладке – задача, конечно, невыполнимая, да и ни к чему повторяться: как уже было упомянуто выше, все показанные ранее краски могут быть использованы в отделке офсетных оттисков.


На вкладке, представленной здесь вашему вниманию, мы демонстрируем три новые краски, с которыми еще не знакомили читателей журнала «Курсив»:

  • 1-й краскопрогон – сольвентная серебряная краска VVX69
  • 2-й краскопрогон – флуоресцентная краска УФ-отверждения UX139
  • 3-й краскопрогон –смесевая рельефная краска УФ-отверждения серии CN.

Расскажем о каждой поподробнее.

WX69 – серебряная краска, отверждаемая посредством испарения растворителя. Такой тип красок в технологии трафаретной печати принято называть сольвентными. Эту краску можно отнести к сравнительно новым разработкам компании SERICOL в области текстильной печати. Да, WX69 изначально не была предназначена для нанесения на бумагу, ее назначение – декорирование синтетических тканей: сумок, рюкзаков, курток, зонтов и т.п. Но яркость и насыщенность этого серебра побудили нас расширить область его применения и использовать для графической печати по бумаге, пленкам и пластикам – краска обеспечивает прекрасную адгезию к самому широкому спектру материалов.

Взгляните на нашу карнавальную маску и сравните два серебра – офсетное и WX69. Результат такого сравнения совершенно очевиден. Конечно, WX69 не выглядит, как тиснение фольгой. Серебряные трафаретные краски, практически имитирующие фольгу, уже появились на рынке, но они баснословно дороги, что делает их использование для многотиражных работ практически невозможным. Применение сверх яркого серебра из-за сверхвысокой цены ограничено сверхкороткими тиражами эксклюзивных работ. Стоимость же краски WX69 даже ниже стоимости обычных сольвентных графических серебряных красок и практически не влияет на себестоимость конечной продукции. При покупке металлизированных красок следует обращать внимание на единицу измерения фасовки и иметь в виду, что вследствие большого удельного веса металликов (это в равной мере относится и к кроющим белым краскам) 1 кг краски занимает объем существенно меньше 1 литра. Расходуется же краска в объеме, поэтому расчет нужного количества производится в литрах и пересчитывается в килограммы в соответствие с удельным весом.

WX69 расфасована в литрах, в отличие от большинства графических красок, и это обстоятельство следует учитывать как при расчете необходимого для печати тиража количества краски, так и при сравнении ее стоимости. Трафаретное серебро VVX69 на нашей карнавальной маске было напечатано через сетку 71.55. Выбор номера сетки был продиктован практическими условиями производства: в наличие просто не оказалось сетки с более подходящим номером. Мы рекомендуем для графической печати этой краской на не впитывающих или маловпитывающих материалах использовать сетки в интервале от 77 до 100 нит/см в зависимости от изображения, требующего определенного разрешения.

Uvispeed Gloss UX139 – краска УФ-отверждения. Выпускаемый компанией SERIC0L ассортимент красок серии UX, предназначенных для печати на бумаге, картоне и ПВХ, включает 15 цветов + 4 яркие флуоресцентные краски: желтую, оранжевую, красную и розовую. Очевидно, что не каждую работу можно украсить такими красками, однако для талантливого дизайнера возможность использования флуоров – хорошее подспорье в работе. Здесь хочется привести один пример: многим полиграфистам знаком фирменный календарь на 2008 год хорошо известной на московском полиграфическом рынке компании «Миди-Принт».

Это очень красивый, яркий и оригинальный образец комбинации трафаретной и офсетной печати. Большая заслуга в создании этого замечательного образца эксклюзивной полиграфии принадлежит дизайнеру, который умело использовал преимущества трафаретной технологии. Почти каждая страница этого календаря украшена флуоресцентной краской, и она не выглядит кричащей и безвкусной. Благодаря мастерству художника все флуоры вписаны в дизайны органично и придают им яркость и оригинальность. Конечно, флуоресцентные краски не дешевы. Их высокая стоимость обусловлена стоимостью пигментов. Если бюджет заказа исключает использование дорогих красок, о флуорах все же не стоит забывать, их можно применять в качестве добавок в обычные краски близких оттенков для придания им яркости и насыщенности.

Uvivid Screen CN – серия красок УФ-отверждения, разработанных компанией SERICOL для рулонной печати этикеточной продукции, то есть для нанесения на бумагу и различные виды пленок. Несмотря на узконаправленное назначение, эти краски с успехом можно использовать и для листовой печати на самом разнообразном оборудовании – от ручного до высокоскоростного автоматического. Эти краски интересны тем, что они имеют хорошую адгезию к самым различным видам запечатываемых материалов – от бумаги до активированного полиэтилена и полипропилена. Это сделало их популярными для печати по полиэтиленовым пакетам.

Ограничивает использование этой серии красок их непригодность для печати изображений, предполагаемых к использованию вне помещений, а также отсутствие триады в ассортименте цветов. Серия CN включает не только цветные краски, но и высоковязкий лак CN622 для печати рельефных изображений. Этот лак мы уже использовали при печати предыдущей вкладки: помните рельеф в левом нижнем углу? Там мы комбинировали CN622 с глянцевым УФ-лаком UV391 для придания глянца и прозрачности. На этот раз мы поставили задачу рельефной печати не прозрачного лака, а цветной краски. У некоторых читателей может возникнуть вопрос: в чем же принципиальная разница – лак или краска? Но разница есть.

вкладки в журнале курсив - образцы трафаретной печатиДело в том, что печать рельефных, то есть особо толстых слоев красками УФ-отверждения вызывает проблемы при их полимеризации. Укрывистость красок не позволяет УФ-излучению проникнуть на большую глубину и достичь красочных слоев, соприкасающихся с подложкой. Таким образом, толстый слой краски не полимеризуется полностью и не сцепляется с запечатываемым материалом. Чтобы решить эту проблему, необходимо снизить кроющую способность краски и создать условия проникновения УФ-лучей, исходящих от ламп сушильного устройства, на всю толщину ее слоя. Сольвентные же краски нельзя использовать для создания рельефных изображений потому, что они содержат в своем составе 60-70% растворителя, который испаряется в процессе их сушки. В результате объем, заданный при печати, уменьшается втрое. Да и сушка таких слоев сольвентных красок – процесс чрезвычайно длительный.

Таким образом, рельефы можно получать красками УФ отверждения. В качестве основы при приготовлении краски мы использовали рельефный лак CN622. Для создания заданного оттенка мы добавили в лак цветные краски CN. Цвет подбирали вручную. Как видно на вкладке, задача была успешно решена: изображение имеет выраженный рельеф, а краска – заданный цвет и хорошую адгезию к бумаге, что свидетельствует о ее полной полимеризации. Описание технологии создания рельефных изображений можно найти в сопроводительной статье в «Курсиве» №5-08, поэтому здесь воздержимся от повторений.

И в заключение – несколько слов об оборудовании и производительности трафаретного процесса. Типография «ГУД ЛАК» оснащена полуавтоматическим печатным оборудованием с ручным накладом и УФ-сушильными устройствами. Время, затраченное на печать тиража 1250 листов-оттисков формата А2/4 в три краскопрогона, два из которых – краски УФ отверждения, а один – сольвентная краска, требующая определенного времени на сушку – 2 рабочие смены, что не является непомерно большим сроком для большинства заказов, выполняемых типографиями.

Эту вкладку мы отпечатали за рекордно короткие сроки: 2 недели – от момента получения дизайнером типографии «Триала ЛТД» технического задания до вывоза готового тиража из типографии «ГУД ЛАК». Этот срок включал и согласование дизайна, и перевозку тиража из одной типографии в другую. При этом обе типографии были загружены заказами, и наша вкладка печаталась параллельно с другими работами. Это свидетельствует о том, что относительно невысокая производительность трафаретного способа печати даже с использованием полуавтоматического оборудования не является препятствием, не позволяющим обратить пристальное внимание на такой интересный и со всех точек зрения привлекательный способ отделки полиграфической продукции.



Завершение любого этапа в работе, в жизни – всегда немного грустный момент. Звонки читателей журнала, небезразличных к технологии трафаретной печати, дают нам понять, что наши вкладки успели им полюбиться и принесли немало пользы в постижении новых нюансов этого очень старого способа печати. Однако, как ни грустно звучит эта вечная истина, но всегда настает пора ее произнести: все когда-нибудь кончается, ничто не вечно под луной. Но мы не будем сильно грустить, потому что верим, что эта наша работа будет и в дальнейшем приносить пользу в деле освоения и продвижения столь нами любимой технологии трафаретной печати. Подборка всех вкладок и статей может стать иллюстрированным пособием по графической трафаретной печати, которое будет полезно не только начинающим трафаретчикам, но и признанным гуру. Образцы печати этого пособия помогут и дизайнерам в поиске новых изобразительных решений.

Еще статьи по теме: «Текстильные технологии в полиграфию», «Не сдавая позиций, или Спецэффекты трафаретом»«Трафарет: шесть прогонов для поезда», «ВЕСНА – ВРЕМЯ «ШИТЬ САРАФАНЫ И ЛЕГКИЕ ПЛАТЬЯ ИЗ СИТЦА», или как применить графическую технологию в печати на текстиле»«Особенности и проблемы трафаретной печати на дизайнерских бумагах»«Азбука шелкографии: параметры трафаретных сеток»«Азбука шелкографии: натяжение сеток на рамы».

Руководитель ИТО трафаретной печати ООО «Ол Принтс Технологии»
Беляева Наталья Васильевна,
кандидат технических наук

закрыть
напоминание пароля
закрыть
авторизация

Зарегистрированный пользователь может:


  • подписываться на новости и акции компании
  • создавать темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
закрыть
регистрация

Преимущества зарегистрированных пользователей:


  • имеют право подписываться на новости и акции компании
  • создавать новые темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет