Не сдавая позиций, или Спецэффекты трафаретом

foto.pngВ создании специальных эффектов и получении высококроющих красочных слоев трафаретная печать не сдает своих рубежей и по-прежнему остается незаменимой.

Вкладки, напечатанные трафаретным способом, опубликованные в журнал "Курсив" и описания к ходу эксперимента стали традиционными не только для читателей журнала. Данные материалы компания "АТ ДЕСАЙН" публикует также на страницах собственного сайта. 

Две первые работы "Особенности и проблемы трафаретной печати на дизайнерской бумаге" и "Трафарет: шесть прогонов для поезда" демонстрировали разнообразие возможностей трафаретной печати на дизайнерских бумагах.

Однако эта тема, конечно, не исчерпана, так как ассортимент дизайнерских коллекций на рынке бумаги чрезвычайно богат, а разнообразие свойств их поверхностей диктует необходимость поиска новых технологических решений и использования новых материалов для печати.

На этот раз  в качестве запечатываемого материала была выбрана целлюлозная бумага темного цвета с покрытием, а также краски и лаки УФ-отверждения. Производственной базой для печати стала компания «МидиПринт».


Бумага

При выборе бумаги  в расчет принималось три критерия:

  • Во-первых, она должна быть популярной у дизайнеров и печатников, относиться к типу бумаг, часто используемых при изготовлении различной продукции – папок, открыток, упаковки, обложек, визитных карточек и т. д.
  • Во-вторых, по своим свойствам бумага должна отличаться от уже использованных нами для печати предыдущих вкладок
  • В-третьих, это должна быть бумага, неудобная для печати офсетным способом и способная продемонстрировать преимущества шелкографии.

Поскольку в предыдущих наших работах были использованы сильно впитывающая тонированная в массе бумага и прозрачная невпитывающая калька, выбор пал  на невпитывающую окрашенную бумагу со специальным покрытием, создающую особые тактильные ощущения при прикосновении к ее поверхности. Такие бумаги пользуются большой популярностью при выпуске дорогой эксклюзивной продукции. 

Основное преимущество трафаретной печати перед офсетной – большая толщина красочных слоев, которая обеспечивает их высокую кроющую способность. Для демонстрации этого преимущества было решено использовать бумагу темного цвета. Однако, как оказалось, помимо вышеперечисленных критериев выбора необходимо принимать во внимание и еще один немаловажный фактор – наличие материала с желаемыми свойствами на складе в Москве. Не у всех российских поставщиков такая бумага имеется в ассортименте, а, тем более, на складе.

ассортимент КомусБольшой ассортимент коллекций дизайнерских бумаг и картонов всегда есть на складе компании «Комус ПСБК», одного из дивизионов холдинга «Комус», крупнейшего поставщика бумаги и картона для полиграфии, рекламы и дизайна на российском рынке. «Комус ПСБК» обеспечивает российских полиграфистов и дизайнеров бумагой, география происхождения очень широка: Италия, Франция, Бельгия, Германия, Голландия, Юго-Восточная Азия и Япония. Ассортимент компании насчитывает без малого 50 коллекций бумаг для представительской продукции и может удовлетворить требования даже самого взыскательного дизайнера – это гладкие, фактурные и тисненые бумаги и картоны с самыми причудливыми рисунками тиснения, тонированные в массе бумаги от пастельных до глубоко насыщенных цветов, бумаги с самыми различными покрытиями, создающими разнообразные эффекты – от металлизированных, мерцающих и перламутровых до флокированных. 

Hашелся здесь и материал, соответствующий нашим запросам. Таких бумаг в ассортименте компании два вида – Plike и Wike.

Коллекция Plike, представленная девятью цветами и массой от 140 до 330 г/м2, уже получила широкую известность и пользуется большой популярностью среди дизайнеров и печатников. Wike – новинка, ее  и предложила компания для нашего проекта. Эта бумага родилась в Италии, на фабрике Cordenons компании Gruppo Cordenons. Ее название составлено из двух англоязычных слов: Water и Like. От первого слова взята лишь одна первая буква, от второго – три последних. Идея этой бумаги – «похожая на воду» (like water). И действительно, особенная, ни на какую другую субстанцию не похожая поверхность бумаги Wike, как будто немного влажная, пропитанная водой. И в то же время, никакой реальной влажности, никакой воды из нее не выжать, показатель ее влажности 5% – обычный для всех бумаг. Весь секрет этой особенной поверхности – в рецепте покрытия и особом способе обработки.

Высокая степень эластичности делает эту бумагу похожей на ткань. Коллекция Wike предназначена для изготовления эксклюзивных изысканных каталогов, буклетов, элитных изданий. Визитные карточки, изготовленные из этой бумаги, привлекают внимание. Специальное покрытие ее поверхности делает бумагу невпитывающей. Благодаря высокой эластичности не возникает проблем с послепечатной обработкой: конгревным тиснением, биговкой, резкой, тиснением фольгой и т. д. Цветовая палитра коллекции Wike представлена четырьмя цветами: белым, красным, синим и черным. Бумага выпускается массой 140 и 240 г/м2. Из предложенных вариантов была выбрана синяя бумага массой 240 г/м2, которую компания предоставила нам для печати вкладок.

Краски

При постановке задачи экспериментальной работы было решено остановиться только на красках и лаках ультрафиолетового отверждения, так как они наиболее технологичны и позволяют добиваться максимальной разрешающей способности трафаретного способа печати. УФ-материалы сегодня завоевывают все большую популярность во всех направлениях печатной индустрии – офсетной, флексографской, цифровой. Шелкография – одна из первых областей, где были внедрены и получили широкое распространение УФ-краски и лаки. Процесс вытеснения красками ультрафиолетового отверждения красок на основе растворителей (сольвентных) из области графической трафаретной печати необратим, так как преимущества УФ-материалов неоспоримы. Однако помимо преимуществ у них есть и некоторые недостатки, ограничивающие область задач, которые можно решать с их использованием.

При печати  первой вкладки на тонированной сильно впитывающей бумаге, наряду с УФ-лаками, были использованы сольвентные краски. Они, как известно, обладают такими достоинствами, по сравнению с красками УФ-отверждения, как более высокая кроющая способность и вязкость. Высоковязкие сольвентные краски рекомендуются для печати на впитывающих материалах, поскольку они, в отличие от низковязких УФ-красок, не «проваливаются» в рыхлую структуру бумаги. Если все же необходимо использование УФ-красок или лаков, то чтобы предотвратить их впитывание, на поверхность бумаги необходимо предварительно нанести грунт. Таким грунтом может служить матовый УФ-лак. Все эти аспекты работы с сильно впитывающими бумагами были рассмотрены в статье "Особенности и проблемы трафаретной печати на дизайнерских бумагах", саму вкладку можно посмотреть в апрельском номере журнала за 2007 г. Бумага Wike благодаря специальному покрытию является невпитывающим материалом, поэтому необходимости в высоковязких красках в данной работе у нас не было.

Укрывистость УФ-красок еще до совсем недавнего времени не выдерживала конкуренции при сравнении с сольвентными, поэтому в случае необходимости достижения высокой кроющей способности красочных слоев, например, при печати на темных фонах, мы рекомендовали использовать краски на основе растворителей. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня уже не все так однозначно. Компания Sericol FujiFilm продолжает активные разработки и поиск новых решений для трафаретной печати и предлагает все новые материалы. О серии новых красок и лаков UU, в частности о золотой UU 461 и серебряной UU 475 речь шла в статье "Трафарет: шесть прогонов для поезда".  В данном проекте компания "АТ ДЕСАЙН" представляет еще два новых продукта из этой серии – краску UU 023 и лак UU 399.

Высококроющая белая УФ-краска UU 023 по своим кроющим свойствам может поспорить с самой укрывистой краской на сольвентной основе. Белая краска была напечатана через сетку 150.31. Высокий номер сетки позволил воспроизвести на вкладке растровое изображение с линиатурой 35 лин/см (90 lpi) практически без муара с хорошей тонопередачей. Растровые шкалы демонстрировали проработку всего интервала тонопередачи от 10 до 90% относительной площади растровых точек. При этом высокая линиатура выбранной сетки ограничила толщину красочного слоя, отвечающую за его укрывистость. Как правило, для печати штриховых изображений и плашек белой краской на темных материалах рекомендуется выбирать сетки с более низкой линиатурой, так как они позволяют наносить краску более толстыми слоями.

Если в дизайне одновременно присутствуют тонкие штриховые элементы или растровое изображение, и плашки, обычно рекомендуется печатать такие изображения в два прогона с разных сеток: высоколиниатурная сетка позволяет обеспечить максимальное разрешение и проработку тонких элементов, низколиниатурная – большую толщину слоев краски на плашках, что обеспечивает их высокую укрывистость. При печати же вкладки белая краска наносилась за один прогон с печатной формы на основе сетки 150.31. 

Нюансы работы с краской UU023

Препятствием к созданию высококроющих красок УФ-отверждения является собственно принцип их отверждения. Дело в том, что красочный слой, характеризующийся высокой кроющей способностью, не позволяет свету пройти сквозь себя до подложки. Свет в красочных слоях, обеспечивающих высокую укрывистость, должен рассеиваться и, не достигая подложки, выходить, отражаясь от частиц пигмента.

Однако для полного отверждения УФ-красок необходимо, чтобы УФ-излучение проникло на всю толщину красочного слоя вплоть до подложки. Получаем противоречие: с одной стороны, нам необходимо, чтобы свет не доходил до подложки, что обеспечит укрывистость краски, но с другой стороны, нам нужно, чтобы УФ-свет достиг подложки для отверждения всего красочного слоя полностью и обеспечения адгезии краски.

Специалистам Sericol FujiFilm удалось решить эту проблему и создать белую краску с высокой кроющей способностью. В момент облучения УФ-светом слоя краски на оттиске при его прохождении через сушильное устройство происходит запуск механизма полимеризации. Молекулы фотоинициатора поглощают кванты света и запускают цепную реакцию полимеризации во всем слое краски. Период постполимеризации характерен для всех УФ-отверждаемых материалов, однако для краски UU 023 он продолжается довольно длительное время.

Его продолжительность зависит от толщины красочного слоя, но необходимо иметь в виду, что эта краска полимеризуется достаточно для того, чтобы можно было проверять ее адгезию, не раньше, чем через сутки после печати. При этом светочувствительность UU 023 очень высока, и для ее полимеризации не требуется слишком большого количества световой энергии, то есть, нет необходимости снижать скорость транспортера сушильного устройства, увеличивая время воздействия УФ-излучения.

Благодаря высокой чувствительности скорость печати этой краской может быть высокая. Вкладка печаталась на автоматической цилиндровой машине реверсивного типа Svecia. Скорость печати краски UU 023 – 1500 отт/ч. Для трафаретной печати красками на темном фоне эта скорость является довольно высокой.

Но у высокой светочувствительности есть и обратная сторона – краска начинает полимеризоваться даже под воздействием дневного света, поэтому при работе с ней необходимо ограничить доступ солнечного света и УФ-излучения от ламп дневного освещения в зону печати. Конечно, это не значит, что там должно быть темно, но если печатная машина установлена рядом с большими окнами, в яркий солнечный день краска будет полимеризоваться прямо на сетке. Хранить эту краску необходимо в темной месте и в таре, исключающей доступ дневного света. Впрочем, оба эти условия обязательны для работы со всеми материалами УФ-отверждения, но для краски UU 023 на них придется обратить более пристальное внимание.

При печати вкладки были использованы две краски – белая UU 023 и голубая – цвет по каталогу PANTONE 7454С – серии UVIPLAST 2000 UP. Голубая краска фигурирует в дизайне только на растровых изображениях, что почти не позволяет сравнить оттенок с веером Pantone, но остановиться здесь на этом вопросе необходимо. Как известно, краски, смешиваемые по каталогу Pantone не обладают высокой кроющей способностью, так как при смешивании высококроющих красок невозможно добиться всех нюансов оттенков, поэтому задача напечатать цвет по вееру Pantone на темную или цветную подложку трудновыполнима. Идентичность цвета по отношению к вееру гарантируется производителями красок только при условии печати на белом фоне. Как же быть?

В некоторых случаях эта задача так и остается неразрешимой, но в некоторых с ней можно справиться. Специалистам "АТ ДЕСАЙН" это удалось. Полученный цвет почти точно соответствует номеру 7454С. Цвет побирался вручную, при выборе лишь частично опирались на формулу смешения и заменили прозрачный лак, фигурирующий в формуле на белую краску.

Помимо вышеназванных факторов – вязкости, кроющей способности и цвета – есть еще один важный критерий выбора красок для печати – это адгезия. Как вы можете убедиться собственноручно, проблем у нас не возникло. Покрытия дизайнерских бумаг не являются препятствием для хорошей адгезии трафаретных красок, как сольвентных, так и УФ. Такие проблемы могут возникнуть при печати традиционными офсетными красками, поэтому для работы с такими бумагами рекомендованы фолиевые или УФ-краски, для трафаретной же печати дизайнерские бумаги являются совершенно беспроблемными материалами с точки зрения адгезии.

Лаки

Нанесение УФ-лаков трафаретным способом уже стало привычным, и вряд ли кого-то сейчас можно удивить выборочным глянцевым УФ-лакированием. Но тем и интересна шелкография, что в ее арсенале всегда найдется «изюминка», что-то особенное, что может выделить любую продукцию и сделать ее эксклюзивной.

При печати вкладки были использованы четыре УФ-лака – каждый из четырех элементов изображения покрыт своим лаком. Но все по порядку.

Правый нижний элемент – выборочный глянцевый лак UV391

Этим лаком сегодня уже никого не удивишь, но если говорить об УФ-лакировке, без него не обойтись. Глянцевые лаки очень выигрышно смотрятся на темных бумагах с матовой поверхностью. Они не просто придают глянец изображению, их можно использовать самостоятельно для создания изображения. Рисунок, напечатанный лаком, отчетливо виден на темной матовой бумаге.

Если присмотреться внимательнее, можно увидеть, что лаковое изображение, тоже имеет растровую структуру и в дизайне вкладки выполняет роль третьей краски. На складе компании «АТ ДЕСАЙН» всегда имеется в наличие семь видов глянцевых лаков, предназначенных для самых разных задач: это лаки для сплошной и выборочной, в том числе, двухсторонней лакировки UV391, RV391, UV437, лак для последующего тиснения фольгой UV438, лак для нанесения на полипропиленовые ламинаты и металлизированные краски UV453, лак с высокой эластичностью для последующей биговки, фальцовки и тиснения UV454, лак для нанесения на пленки и пластики UVA32.

Правый верхний элемент – лак с глиттерами

Лакировка с глиттерами также не является новинкой технологии трафаретной печати. Она получила широкое распространение как в полиграфии, так и при печати на текстильных изделиях.  Ассортимент глиттеров на складе «АТ ДЕСАЙН» постоянно пополняется и насчитывает сейчас 20 различных цветов.

Левый верхний элемент – лак с особыми тактильными свойствами UU 399

Этот лак и есть одна из тех «изюминок», которые выделяют трафаретный способ печати и делают его незаменимым при создании эксклюзивной представительской продукции. Этот лак, также как и белая кроющая краска, относится к серии UU – новых разработок Sericol FujiFilm. Основное его назначение – антискользящее покрытие для напольной графики.

UU 399 призван заменять ламинирующую антискользящую пленку при изготовлении стикеров для напольной рекламы методами трафаретной и цифровой печати. Для нанесения прочного защитного антискользящего слоя лака рекомендуется использовать сетки 55-62 нит/см, но если при печати использовать более грубую (низкономерную) сетку – 32-43 нит/см, мы получим очень интересный изобразительный тактильный эффект – поверхность лака получается шершавой, фактурной. Этот эффект с успехом может использоваться в графической печати при создании оригинальных работ. На вкладке UU 399 печатался через сетку 34.100 со скоростью 800 отт/ч.

Левый нижний элемент – рельефный лак

Использование данного лака - еще одна «изюминка».

Для печати рельефных изображений «АТ ДЕСАЙН» предлагает специальный лак CN622, характеризующийся очень высокой вязкостью. Лак не растекается на оттиске, что позволяет получать высокие рельефы, однако его глянец и прозрачность оставляет желать лучшего. Мы рекомендуем использовать смесь лаков: CN622 + UV391 в соотношении от 80% + 20% до 50% + 50% соответственно. Такая смесь получается достаточно вязкой, чтобы не растекаться, сохраняя рельеф, и обеспечивает при этом хорошую прозрачность и высокий глянец. При печати вкладки объемный лак был приготовлен по следующему рецепту: 70% CN622 + 30% UV391.

трафаретная печатьОднако секрет получения рельефных изображений таится не только в правильно выбранном лаке, но и в правильно изготовленной печатной форме. Для того чтобы получить на оттиске рельеф, его надо создать на печатной форме или, если выражаться точнее, внутри печатной формы. В первую очередь необходимо правильно выбрать сетку. Ее параметры должны обеспечивать достаточное разрешение, то есть соответствовать параметрам воспроизводимого рисунка. Кроме того, использование слишком грубой сетки может привести к тому, что на лаке будет проявляться ее фактура. Для данной работы этот эффект нежелателен и мы старались его избежать, но в некоторых случаях проявление фактуры сетки на рельефном изображении может стать дополнительным интересным эффектом, придать дизайну особый шарм.

Для достижения этого нового эффекта содержание UV391 в смеси лаков надо снизить. Использование же, напротив, слишком тонкой сетки не позволит получить достаточную высоту рельефа, вследствие малого теоретического красочного объема сетки. Обычно для печати рельефных изображений сетки выбираются в диапазоне от 24 до 62 нит/см.

Для печати рельефного лака на вкладке печатная форма была изготовлена на основе сетки 43.80. Но выбор сетки – это еще не все. Сравните два лака – с глиттерами и объемный. Лак с глиттерами был напечатан с использованием сетки 34.100. На левом нижнем изображении рельеф лака существенно выше, чем на верхнем правом, даже несмотря на то, что все режимы печатного процесса – угол наклона ракеля, давление на ракель, скорость печати – были идентичными, а сетка для глиттерного лака характеризуется существенно большим теоретическим объемом краски (71 см32), чем сетка для печати рельефного лака (57 см32). Так в чем же секрет?

В создании объема в копировальном слое. Рельеф задается формированием значительной толщины копировального слоя с печатной стороны формы (трафарета). Для этого используются либо специальные высоковязкие и высокочувствительные эмульсии, которые наносятся на сетку многократно, либо специальные толстые копировальные пленки. Для создания рельефных печатных форм «АТ ДЕСАЙН» предлагает как эмульсию – DIRAS0L 948 (Sericol Fujifilm), так и капиллярные пленки – PHAT FILMS, (Chromaline) толщиной от 100 до 700 мкм.

Бурное развитие технологии офсетной печати УФ-красками в последние годы сильно расширило ее возможности. Сегодня офсетные УФ-машины и использование гибридной технологии или новой технологии, называемой drip off (twin effect), позволяют получать эффект выборочного глянцевого УФ-лакирования в линию. УФ-отверждаемые краски наносятся на самые разнообразные материалы – пленки, пластики, синтетические бумаги, бумаги с покрытиями. Но в создании специальных эффектов и получении высококроющих красочных слоев трафаретная печать не сдает своих рубежей и по-прежнему остается незаменимой. При создании оригинальной эксклюзивной представительской продукции с использованием дизайнерских бумаг и картонов по-прежнему не обойтись без старого доброго, но все еще молодого и современного трафаретного способа печати.

закрыть
напоминание пароля
закрыть
авторизация

Зарегистрированный пользователь может:


  • подписываться на новости и акции компании
  • создавать темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
закрыть
регистрация

Преимущества зарегистрированных пользователей:


  • имеют право подписываться на новости и акции компании
  • создавать новые темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
CAPTCHA
Обновить символы на картинке