ВЕСНА – ВРЕМЯ «ШИТЬ САРАФАНЫ И ЛЕГКИЕ ПЛАТЬЯ ИЗ СИТЦА», или как применить графическую технологию в печати на текстиле

Продолжаем тему технологий текстильной печати и их использования производствами, специализирующимися на графической печати*. 

Связь загрузки производства со временем года

С наступлением весны в сегменте трафаретной печати начинается «текстильный сезон», повышается спрос на услуги производств, специализирующихся на печати по тканям – готовой одежде и крое. Хорошо известно, что очень многие производства имеют сезонные циклы загрузки. Для предприятий графической печати преддверие новогодних праздников – это бум заказов, справиться с которыми порой бывает нелегко, зато к лету, как правило, наблюдается спад, недостаток загрузки. Весной и летом высвобождаются производственные мощности, загрузка которых в октябре-декабре была полной. В области печати по текстилю наоборот: осень и зима – спад, весна и лето – подъем. Эти производства находятся, так сказать, в противофазе по отношению к графическим.

Как можно несколько уравновесить эту ситуацию, дозагрузить производства не совсем целевой, но зато очень востребованной в весенне-летний период продукцией? Какую технологию можно применить, чтобы использовать мощности производства, специализирующегося на графике, для декорирования текстильных изделий?

Для ответа на эти вопросы необходимо познакомиться с таким понятием как - «трансфер». Термин этот в среде печатников по текстилю хорошо известен и не требует расшифровки, но для тех кто далек от текстильных технологий, такая расшифровка будет кстати.

Что же такое трансфер?

ТермопрессС одной стороны, трансфер можно рассматривать как полуфабрикат, который после определенной операции (о ней речь пойдет ниже) может стать изображением на ткани. То есть это промежуточный продукт, используемый для декорирования текстиля – любого изделия из натуральной, смесевой или синтетической ткани.

С другой стороны, – это готовый продукт типографии, располагающей технологией трафаретной печати на бумаге. Здесь необходимо оговориться, что для печати трансферов (и вообще для внедрения любой технологии текстильной печати) необходимо дополнительное оборудование. Какое именно, будет рассказано далее. Тиражи трансферов могут заказывать швейные фабрики, рекламные агентства, модельные дома, любые фирмы, которым требуется нанесение изображений на ткань.

Иными словами, трансферы – это и есть та самая возможность загрузки высвобождающихся весной производственных мощностей предприятий графической печати и удовлетворения повышенного спроса на продукцию текстильных производств.

Трансферная печать является одной из разновидностей непрямых способов печати, широко используемых для нанесения изображений не только на ткани, но и на множество других материалов – стекло, керамику, металл, пластик. К непрямым способам печати, помимо трансферной, относится также декалькомания (горячая и холодная).

Все технологии непрямой печати включают две основные стадии:

  • Печать изображения на промежуточном носителе – специальной бумаге или пленке
  • Перенос его на материал (предмет, изделие).
Непрямые способы используют не только в тех случаях, когда изображение трудно или невозможно напечатать прямо на изделии. Зачастую производства по изготовлению того или иного вида продукции, например, швейные фабрики, не оснащены оборудованием для печати. Для декорирования своей продукции они заказывают печать на промежуточных носителях (трансферы или деколи) у фирм, специализирующихся на трафаретной печати, а на своем производстве осуществляют только перенос изображения.

В некоторых случаях есть необходимость оперативного нанесения изображения на одежду определенного размера. Для иллюстрации можно привести пример: магазины фирмы «Экспедиция» продают футболки с различными надписями (всего 72 изображения). Нет необходимости в каждом магазине хранить футболки всех размеров со всеми надписями, достаточно иметь трансферы всех изображений, и когда покупатель выберет надпись и назовет необходимый размер, перевести надпись на футболку. Покупателю не придется долго ждать, так как операция переноса занимает всего несколько секунд.

Непрямые виды печати, по сравнению с прямыми, имеют ряд преимуществ, среди которых возможность получения во многих случаях более качественного изображения с высоким разрешением, а также снижение себестоимости продукции за счет уменьшения расходов на брак печати, так как отбраковывается только полуфабрикат – бумага с изображением, а не дорогостоящие готовые изделия. В принципе, любая из технологий непрямой печати может рассматриваться как возможность дозагрузки типографий. Для каждого непрямого способа при этом необходимо учитывать особенности технологии. Здесь мы подробно остановимся лишь на технологии трансферной печати для декорирования тканей.

Как перенести изображение на ткань

Существует множество конструкций термопрессов. Они различаются по форматам, геометрии нанесения изображения, степени автоматизации. Самый простой термопресс представляет собой две плиты, одна из которых покрыта термостойкой резиной (резина выполняет роль декеля, то есть выравнивает давление по площади переноса). В одну из плит вмонтирован нагревательный элемент, при этом должна быть обеспечена равномерность нагрева по всей плите. В процессе переноса на плите, покрытой резиной (она находится снизу) располагают ткань и трансфер (лист бумаги с изображением), вторая горячая плита (верхняя) прижимается к нижней и фиксируется на определенное время под определенным давлением.

Перенести картинку на любую ткань, можно и в домашних условиях. Для этого необходима заготовка (термопресс - в данном случае в значении полуфабриката), ткань, которая способна выдержать температуру нагрева не менее 160°С в домашних условиях и обыкновенный бытовой утюг. 

 рисунок 1рисунок 2 рисунок 3 рисунок 4

Нагрейте утюг до требуемой температуры – она близка к температуре глажения хлопка – расположите трансфер на ткани изображением вниз (ткань должна быть в контакте непосредственно с изображением). Имейте в виду, что данный трансфер предназначен для переноса на белую или очень светлую ткань. Обеспечьте необходимое давление по всей площади изображения в течение 10-15 с. Площадь утюга составляет приблизительно 200 см2, таким образом, чтобы обеспечить необходимое давление, нужно приложить силу, близкую к весу взрослого человека. Затем, после того как бумага остынет, удалите ее. Изображение останется на ткани. Если были соблюдены все режимы переноса, оно имеет высокую устойчивость к стиркам. Стирать одежду с трансфером следует при температуре не выше 60°С, гладить – с изнанки.

Для трансферов, изготовленных по другим технологиям с использованием других материалов, режимы переноса могут незначительно отличаться. Существенно отличаются температура и время переноса лишь для сублимационных трансферов – 200-210°С в течение 40-70 с.

Разновидности трансферов

В описанном выше процессе используется пластизолевый трансфер, называемый так по названию красок, применяемых для его производств. Этот вид трансфера является наиболее распространенным и массовым. Пластизолевые трансферы наносят на самые разные виды текстильных изделий: от футболок до бейсболок и даже зонтов. При соблюдении технологических режимов производства и использовании качественных расходных материалов эти трансферы получаются эластичными и могут переноситься даже на эластичные ткани. Если вы уже перенесли трансфер на трикотаж, попробуйте растянуть его, и увидите, что изображение растягивается вместе с тканью.

Существенный недостаток этого вида трансферов заключается в ограничении температуры стирки и нестойкости к сухой химической чистке. Пластизолевые краски, которые представляют собой ПВХ с пластификаторами, неустойчивы к воздействию высоких температур (более 60°С) и химическим реагентам, применяемым при сухой чистке. Этот недостаток не позволяет использовать технологию пластизолевых трансферов для нанесения изображений на рабочую одежду, так как промышленная стирка предполагает температуру 95°С. Еще одна проблема нанесения трансферов на рабочую одежду заключается в том, что ткани, из которых ее шьют, окрашены сублимирующимися красителями. Процесс сублимации красителей запускается при термопереносе, в результате изображение окрашивается этим красителем и белая надпись или логотип становится голубым или розовым.

Для рабочей одежды в лаборатории компании Sericol разработана специальная технология. Трансферы для рабочей одежды имеют хорошую устойчивость к промышленной стирке и химической чистке. Технология их изготовления предполагает использование красок на основе растворителей серии Nylotex NX с катализатором NB386. Используется клей на водной основе: ХТА05 или ХТА07. Для предотвращения миграции сублимирующегося красителя разработана специальная серебряная блокирующая краска VVX44. Ее печатают поверх всего изображения, после термопереноса ее слой становится подложкой и блокирует проникновение сублимирующегося красителя ткани в слои краски, формирующие изображение.

Еще один распространенный вид трансферной печати – сублимационная печать. Этот специфический вид трансферов применяется при окрашивании и нанесении изображений на полиэфирные ткани. Она широко используется при изготовлении спортивной одежды, в том числе, из эластичных тканей, а также флагов и вымпелов. Специфика сублимационной печати заключается в том, что на ткань переносится не весь красочный слой (связующее и пигменты), а лишь красители, которые окрашивают волокна ткани.

Сублимация – это переход сублимирующихся веществ из твердого состояния в газообразное при нагревании. В процессе переноса в термопрессе происходит сублимация красителей и их проникновение в волокна ткани. Связующее краски при этом остается на бумаге. Так как слоя краски на ткани просто нет, отпечаток получается очень мягким и эластичным. Такого результата невозможно добиться ни одной другой технологией нанесения изображения на ткани. В последнее время очень широкое распространение приобрела цифровая сублимационная печать. Однако и трафаретная технология применяется по-прежнему.

Допечатная подготовка и печать

Печать трансферов можно рассматривать как графическую печать на бумаге или пленке. Пленки используются значительно реже в силу своей высокой стоимости. Их преимущество перед бумагами – прозрачность, которая иногда бывает необходима для точного позиционирования трансфера на ткани. Кроме того, пленки по сравнению с бумагами более стабильны к термодеформации, то есть сохраняют свою геометрию при многократных нагреваниях, что также дает им преимущество. И все же стоимость в подавляющем большинстве случаев определяет выбор в пользу бумаги.

На этапе допечатной подготовки необходимо учитывать, что изображение будет печататься «наоборот», то есть в обратном (зеркальном) отображении и с обратной последовательностью наложения красок. В случае полутоновой печати важно правильно выбрать линиатуру и углы наклона растра. Ошибка приведет к появлению муара. Муар может появиться, во-первых, на оттиске, а во-вторых, после переноса изображения на ткань.

В первом случае муар обусловлен наложением периодической структуры растра на периодическую структуру трафаретной печатной сетки, во втором – периодической структуры растра на периодическую структуру волокон ткани. В обоих случаях муар будет рассматриваться заказчиками как брак печати, поэтому по возможности следует принять меры по предотвращению его появления.

При нанесении изображения на ткань не рекомендуется использовать высокие линиатуры. Наиболее часто для печати на текстиле используются линиатуры растра 50-70 lpi. После термопереноса трансфера растровая точка как бы смягчается, вплавляясь в волокна ткани, и растровая структура изображения не так бросается в глаза, как на бумажном оттиске. Переведите трансфер на ткань, как описано выше, и увидите, что растр как бы растворился – точек почти не видно, если не приглядываться с особым вниманием. А ведь линиатура растра на трансфере-вкладке составляет всего лишь 55 lpi, то есть чуть более 21 лин/см. Этот пример наглядно показывает, что нет никакого смысла увлекаться высокими линиатурами, которые могут привести к муарообразованию.

Предотвратить появление муара на ткани довольно сложно. Для этого придется напечатать пробы трансферов и перевести их на ткань (ту, на которую потом они будут переводиться). Если муар заметен, необходимо изменить углы наклона растра и вновь пройти весь технологический процесс, чтобы убедиться в правильности выбора параметров.

Особенность технологии печати пластизолевыми красками заключается в том, что их полимеризация происходит при высоких температурах. Пластизолевые краски просто не высохнут на оттиске, если их не нагреть. Режимы их полимеризации при печати трансферов следующие: температура 110-120°С, 30-60 с. Таким образом, эта технология требует дооснащения производства туннельным сушильным устройством, обеспечивающим температуру не ниже 120°С. Время сушки в сочетании с производительностью процесса печати определяет длину устройства. Самые короткие сушильные устройства имеют длину чуть более 1 м. На производствах, специализирующихся на текстильной печати, как правило, стоят устройства, длина сушильных камер которых составляет 3-7 м. Полимеризация трансферов требует меньше времени, чем полимеризация красок на ткани при прямой печати, поэтому для печати трансферов вполне подойдет туннельная печь длиной 1,5-2 м. К процессу сушки трансферов нужно относиться ответственно, так как недосушенные трансферы не имеют высокой устойчивости к стиркам и не обладают достаточной эластичностью.

При печати трансферов, кроме собственно цветных красок, формирующих изображение, необходимо нанесение клея и, в случае полноцветной печати, подложек. В качестве подложки выступает слой прозрачного бесцветного связующего (базы), который служит основой растровому изображению при переносе. Слой базы печатается первым, и после переноса трансфера оказывается сверху изображения. Если изображение будет переноситься на темные или цветные ткани, в качестве подложки после печати всех цветов наносится слой белой краски.

Белый цвет также может иметь растровую структуру. Иногда белая подложка нужна и при нанесении штриховых изображений на темные ткани. Клей наносится последним слоем, он служит для сцепления изображения с тканью. После полимеризации в туннельной печи клей становится сухим, в процессе нагревания он расплавляется и приклеивает картинку к ткани. Клей может быть прозрачным или белым. Белый клей выполняет одновременно две роли: клея и белой подложки. Использование белого клея сокращает количество красокпрогонов, когда необходимо нанесение белой подложки на всю площадь изображения. Клей наносится с использованием сеток 34-77 нит/см, что обеспечивает необходимую толщину его слоя. Выбор сетки определяет ткань, на которую планируют наносить трансфер. Для более плотных тканей достаточно слоя, получаемого при использовании сеток 62-77 нит/см, более рыхлые ткани требуют более толстого слоя клея, получаемого при использовании сеток 34-55 нит/см. Если слой клея будет недостаточен, то трансфер будет непрочно держаться на ткани и сотрется после нескольких стирок.

Бумага, краски, клеи и прочиерасходные материалы

Разнообразие трансферных технологий обуславливает большое разнообразие материалов – красок, клеев, бумаг. Трансфер-вкладка была напечатана пластизолевыми красками серии Texopaque Classic OP. Это традиционные пластизоли на основе ПВХ. Серия включает более 30 различных цветов, среди которых имеются базовые для смешения по каталогу Pantone и триада. Для вкладки были использованы триадные цвета и один базовый. Кроме того, в пурпурную и голубую триадные краски были добавлены близкие по оттенку базовые для достижения насыщенности цветов и яркости изображения. В качестве подложки-основы была нанесена база 0Р381. Прозрачный пластизолевый клей для печати трансферов ХМ452 наносился седьмым слоем.

Запечатываемый материал для печати пластизолевых трансферов – специальные бумаги. 

Пластизолевые трансферы подразделяются на две группы: холодного и горячего отрыва

При переносе трансферов холодного отрыва перед удалением бумагу следует остудить. Остывшая бумага снимается с красочного слоя, полностью оставляя его на ткани. Посмотрите на лист бумаги, после того как вы перенесли трансфер: она почти чистая, на ней остался только слабый след от изображения.

Бумага для трансферов холодного отрыва пропитана силиконом, который выполняет роль антиадгезионного покрытия, то есть препятствует высокой адгезии краски к бумаге. При этом в процессе печати проблем не возникает, краска ложится на нее хорошо.

Важным критерием выбора трансферной бумаги является ее плотность. Плотные бумаги (80-105 г/м2) используются для печати многокрасочных сюжетов. Чем тоньше бумага, тем менее сложное и с меньшей красочностью изображение рекомендуется на нее наносить. Дело в том, что каждый наносимый слой пластизолевой краски необходимо сушить при высокой температуре, что приводит к термодеформации бумаги. Чем плотнее бумага, тем более она устойчива к термодеформации. Наиболее стабильны в размерах пленочные материалы, но они дороги, и потому используются очень редко.

Заключение

В рамках статьи была разобрана известная и отлаженную технологию печати, с целью познакомить  читателей со смежными технологиями, которые они могут использовать на своих производствах и расширить ассортимент  услуг компании "АТ ДЕСАЙН".

* Под графической трафаретной печатью по традиционной классификации принято понимать печать на таких материалах, как бумага, картон, пленки и пластики – все виды работ за исключением узкой промышленной специализации, такой как, например, изготовление печатных плат или панелей приборов (такие виды работ относят к промышленной печати).

закрыть
напоминание пароля
закрыть
авторизация

Зарегистрированный пользователь может:


  • подписываться на новости и акции компании
  • создавать темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
закрыть
регистрация

Преимущества зарегистрированных пользователей:


  • имеют право подписываться на новости и акции компании
  • создавать новые темы и писать сообщения на форуме
  • задавать вопросы менеджеру через личный кабинет
CAPTCHA
Обновить символы на картинке